ПРОГРАММА ДО ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» п. ЯГОДНОЕ»

ПРИНЯТА:
на Педагогическом совете
Протокол № 04
От «31» мая 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МБДОУ «Детский сад
«Ромашка» п. Ягодное»
_____________ О.О. Рязанцева
Приказ № 31 от «24» мая 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир оригами»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Ягодное.
1

Паспорт программы дополнительного дошкольного образования
Наименование программы

Программа дополнительного дошкольного образования

Направленность ДОП

Дошкольное образование

Возраст воспитанников

От 5 до 7 лет

Нормативно-правовой
основой для разработки
образовательной программы
являются

Образовательная программа дополнительного образования
является нормативным документом, регламентирующим
содержание образования, деятельность педагогического
работника и разработана в соответствии с:
 Федеральным законом Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;


Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября
2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;



Письмо Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;

Постановлением главного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
В Программе содержится материал для организации
дополнительного образования в группах МБДОУ «Детский
сад «Ромашка» п. Ягодное».
Реализация Программы осуществляется за рамками
основной образовательной программы на бесплатной
основе в форме кружковой работы.
Реализация Программы предусматривает исполнение
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности «Волшебной
мир оригами»


Аннотация содержания ДОП

2

Содержание:

1.
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2.
2.1
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Актуальность Программы
Принципы и подходы к реализации программы
Возраст детей
Сроки реализации программы
Формы и режим занятий
Планируемые результаты освоения Программы
Формы контроля результатов освоения Программы
Учебный план
Содержание программы
Календарный учебный график
Методические и оценочные материалы

4
4
5
6
7
7
7
7
9
9
11
18
18

3

1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, духовно-нравственном развитии, а также на организацию их свободного
времени.
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в интересах
личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности и получении
дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование способствует
своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в
жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных
представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог
сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных) и реализация
дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей
(их законных представителей). Использование дополнительной программы дошкольного
образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников
в творческих кружках, организуемых в дошкольном учреждении.
Целесообразность введения курса обосновывается следующими обстоятельствами: для
дошкольников характерно желание творить, а также стремление к получению быстрого
результата; оригами обладает огромным развивающим эффектом. Занятия оригами
позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и
приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения
программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет
немаловажное влияние на развитие речи детей.
Особенностью данной программы «Волшебный мир оригами» является ее
синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности:
оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, драматизация, выставки, игровая
деятельность, а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично
используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.
Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и
формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет в игровой форме
добиться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной
программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой
объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие
психических процессов, расширяются возможности самореализации детей.
1.2. Цель программы – развитие индивидуальности и творческого потенциала
детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как
художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:
Познавательные:
 дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
4



расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией
государств Юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
 знакомить детей с историей бумагоделания;
 информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов
в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.
Обучающие
 развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
 учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные
инструкции;
 знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами;
 привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со
свойствами фигур и их элементами;
 развивать творческие способности, пространственное мышление, фантазию.
Развивающие:
 стимулировать развитие памяти,
 способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем
мозга;
 развивать способности к концентрации внимания;
 развивать творческие способности в процессе игровых ситуаций.
Воспитательные:
 воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
 воспитывать аккуратность и точность;
 воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Условия реализации программы:
Наполняемость –10-15 человек.
Продолжительность занятий: группа 5 – 6 лет – 25 минут, группа 6 – 7 лет – 30 минут
Количество занятий в неделю – 1 раз.
Строгих условий набора обучающихся по освоению ДОП – нет
В группу записываются все желающие по заявлению родителей (законных представителей).
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры,
праздники, конкурсы.
1.3. Актуальность Программы.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является
общекультурной модифицированной программой художественной направленности,
созданной на основе результатов работы по обучению воспитанников детского сада
основам искусства оригами. При ее разработке использовались различные методические
пособия, журналы по бумагопластике и оригами, исторические материалы о традициях и
обычаях оригами.
Ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что, начиная с изучения основ древнего
искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие
логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети
дошкольного возраста подготавливаются к исследовательской, изобретательской и
проектной деятельности.
Ребенок за определенный промежуток времени овладевает значительным кругом знаний,
умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают
5

произвольность и управляемость. В процессе обучения в рамках данной программы у детей
формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные
представления и воображение, эстетические потребности и художественноизобразительные способности, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить
обучение в научно-технических и художественно-эстетических объединениях, подвигнет к
саморазвитию.
Функции дополнительного образования:
-

-

-

функция социализации, которая состоит в том, что она направлена на создание
условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учетом ее
возможностей, развитие сущности сил ребенка, формирование в нем человека,
способного к социальному творчеству; обеспечение условий для самовыражения и
самоопределения; оказание помощи детям, испытывающим трудности при
вхождении в мир.
развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические
функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на
современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную, рекреативнооздоровительную, социальной защиты и адаптации, профориетационную). Ее
реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку
каждая из них связана с развитием и саморазвитием детей.
социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в
области культуры и досуга, определяет пути и методы ее реализации в структуре
дошкольной организации. Социокультурная функция тесно взаимодействует с
другими функциями, реализуется обучающимися в их свободное время, когда они
получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные
силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в
последующем плодотворно овладевать школьными программами.

1.4. Принципы и подходы к реализации Программы
При организации дополнительного образования детей в ДОУ опирается на
следующие приоритетные принципы.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого
ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач
достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной
вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности.
Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к
самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания;
«открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы,
типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей
творческую
активность
ребенка
атмосферы.
Учитываются
индивидуальные
психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит
комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе
совместной
(ребенок-ребенок,
ребенокпедагог,
ребенок-родитель)
продуктивнотворческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно
6

мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с
разными людьми и т.п.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится
на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности
дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
В основе формирования Программы лежит системно-деятельностной подход,
который предполагает:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
 учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей
воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения воспитательно-образовательных целей и путей их достижений;
 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
1.5. Возраст детей: Программа рассчитана для работы с детьми от 5 до 7 лет.
1.6. Сроки реализации Программы 2 года
1.7. Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции,
игры, праздники, конкурсы.
Режим занятий: занятия проводится во вторую половину дня подгруппой - 10 – 12 человек,
1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе - 25 минут, в подготовительной 30 минут.
2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
 не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованием
образовательной деятельности и подготовки детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой
аттестацией воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего
мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты
7

которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой
дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном
процессе или имеющих особые образовательные потребности.
В результате обучения по данной программе дети:
 научатся различным приемам работы с бумагой;
 будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
 научатся следовать устным инструкциям;
 создавать изделия оригами;
 будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
 разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
 мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие
способности и фантазию;
 познакомятся с искусством оригами;
 овладеют навыками культуры труда;
 улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить
положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность работы
педагога и возможности детей. Итогом подведения Программы является серия
коллективных работ по теме, которые будут представлены на выставке в ДОУ, а также на
районных мероприятиях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его
способности, достижения за конкретный период.
Показатели сформированности умений
 Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.
 Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно
выполнено.
 Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые
действия могут выполняться на уровне подсознания.
 Быстрота - скорость выполнения работы.
 Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания.
Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки
работы педагога и детей.
При отборе детских работ на выставку учитываются:
 Оригинальность сюжета, коллекции, цветового решения, разработанность деталей.
 Самостоятельность выполнения работы.
 Высокая степень воображения.
 Аккуратность выполнения работы.
 Грамотность при выполнении работы, соблюдение технологии.
Формы подведения итогов:
 оформление выставочного стенда в ДОУ;
 участие в районный конкурс и выставках;
 выставка работ на родительских собраниях.

8

2.1. Формы контроля результатов освоения Программы.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками
Программы применяются следующие виды контроля:
 текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
 тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем
учебных программ;
 итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения Программы осуществляется в формах анализа
процесса и результатов деятельности детей.
Учет достижений детей осуществляется руководителем кружка, проводящим занятия в
группе.
Основными формами учета достижений являются:
 качественная оценка уровня информированности и сформированности умений и
навыков;
 выставки работ детей;
 открытые занятия для родителей.
В целях обеспечения гарантий прав обучающихся на получение дополнительного
образования в процессе реализации Программы осуществляется система мер по
профилактике не усвоения материала, состоящая в диагностике и коррекция пробелов в
знаниях и сформированности умений и навыков.
Процесс диагностики и коррекции пробелов в знаниях и сформированности умений и
навыков включает индивидуальные занятия, разработке рекомендаций родителям и
воспитателям ДОУ.
3. Учебный план
Первый год обучения
№
п/
п
1

Тема

Всего

Количество часов
Теория

Практика

Форма контроля

Знакомство с оригами

1

1

-

Беседа, обсуждение

2

Знакомство с условными
знаками и приемами оригами

2

2

-

Беседа, обсуждение

3

Бумага. Учимся складывать

2

1

1

Беседа, обсуждение

4

Базовая форма
«Треугольник»

8

1

7

Беседа, выставка, сказка

5

Базовая форма
«Воздушный змей»

4

1

3

Беседа, выставка, сказка

6

Базовая форма «Книжечка»

3

1

2

7

Базовая форма «Конверт»

3

1

2

Обсуждение, выставка,
сказка
Обсуждение, выставка

9

8

Базовая форма
«Двойной квадрат»

4

1

3

Беседа, выставка, сказка

9

Базовая форма «Рыба»

2

1

1

Обсуждение, выставка

10

Итоговые занятия

5

-

5

Беседы, обсуждение,
выставки

Итого

34

10

24

Второй год обучения
№
п/п

Тема

Всего

Количество часов

Фрукты и овощи

4

Теория
1

2

Осень

3

1

2

3

Откуда хлеб пришел

3

1

2

4

Новый год

3

1

2

5

Зима

3

-

3

6

Зимние забавы

4

-

4

7

День защитников Отечества

4

-

4

8

8 марта

4

-

4

9

День космонавтики

3

1

2

10
11

Весна
9 мая «День Победы»

2
1

-

2
1

Итого

34

5

29

1

Практика
3

Форма контроля
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседы, обсуждение,
выставки
Беседа, выставка, сказка
Беседы, обсуждение,
выставки

10

4. Содержание программы
Первый год обучения
Раздел
Тема
Знакомство с 1.Знакомство с оригами.
оригами.
2 (3). Знакомство с
условными знаками и
приемами оригами.
4 (5). Бумага. Учимся
складывать и резать.
Базовые
формы.

Базовые
формы.

Базовая форма
«Треугольник»
1. «Лягушка»
2. «Мышка»
3. «Заяц»
4. «Лиса»

Базовая форма
«Треугольник»
1. «Волк»
2. «Медведь»
3. «Петушок»

Цель
Ознакомление детей с новым
видом искусства «оригами».

Преобразование базовой формы
в разные поделки.

Преобразование базовой формы
в разные поделки.

Развивать диалогическую речь.
Развитие эстетического вкуса.

Содержание
Познакомить с условными
знаками и основными
приемами складывания
бумаги. Научить детей
складывать прямоугольный
лист бумаги по диагонали, с
помощью отреза получать
квадрат.
Развивать навыки выполнения
точечных, аккуратных сгибов.
Отрабатывать выполнение
базовой формы
«треугольник». Учить
украшать поделку,
«оживлять» ее с помощью
рисования.
Научить складывать
квадратный лист бумаги по
диагонали, находить острый
угол, делать складку
«молния». Закрепить прием
перегибание треугольника
пополам, с опусканием
острых углов вниз.
Закрепить умение мастерить
поделки, использую базовую
форму «книжка» для
11

Девиз занятия
Каждый очень будет рад
Смастерить такой квадрат.
Он основа для игрушек,
Разных масок, кошек, хрюшек.

Славный ротик до ушей –
Хоть завязки к ним пришей.
Сильно выпучены глазки –
То лягушечка из сказки.
Наш ушастый зайка
Ходит, как зазнайка.
Ушки длинные торчат,
Зубки крепкие стучат.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходить – бродит волк молчком,
Уши серые торчком.
А в деревне есть домок –
Прямо терем – теремок
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?

изготовления домика –
теремка.

4. Базовая форма «Книжка» теремок.
Ожившая сказка
«Теремок»
Базовые
формы.

Базовая форма «Воздушный
змей»
1. «Елочка»
2. «Лиса»,
3. «Береза»,
4. «Петушок»

Развитие глазомера, мелкой
моторики рук, объяснительной
речи.

Научить детей делать новую
игрушку, используя новую
базовую форму «воздушный
змей».

Базовые
формы.

Базовая форма «Книжка»,
«Воздушный змей»
Сказка «Петушок - золотой
гребешок»»
1. «Домик для петушка»

Повышение интереса к занятиям
оригами через показ сказки
«Лиса и петушок».

Базовые
формы.

Базовая форма
«Треугольник»
1. «Тюльпан»
2. «Ирис»
3. «Веточка»
4. Панно «Цветущие
цветы»

Развитие воображение, умение
создавать живописную
композицию, красиво и
выразительно оформить ее.

Научить изготавливать новую
поделку домик, используя
базовую форму «книжка», и
«воздушный змей».
Закрепить навыки
декоративного украшения
готового дома.
Научить преобразовывать
базовую форму в разные
поделки, отрабатывать
выполнение базовой формы
«треугольник».
Построить предметную
композицию из цветов и
листьев.

12

Может мышка норушка?
Нет!
Ну, лягушка – квакушка?
Нет!
Ну, зайчишка трусишка?
Нет!
Ну, лисичка сестричка?
В рыжем платьице из ситца
раскрасавица лисица.
Хвостик с белым кончиком,
краска, что ли, кончилась?

Вот букет тюльпанов
Красных, без изъянов!
Лепестки расправь,
В вазу их поставь.
Смешной цветок поставлен в
вазу
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги,
А почему такой он важный?
А потому что он бумажный!

Базовые
формы.

Базовая форма «Конверт»,
«Воздушный змей»
1. «Рыбка»
2. «Лодка»
3. «Пароход»
4. «Лодка под парусом»

Развитие воображение, умение
создавать живописную
композицию, красиво и
выразительно оформить ее.

Базовые
формы.

Базовая форма «Конверт»,
«Двойной квадрат», «Рыба»
1. «Катер»
2. «Краб»
3. «Акула»
4. Панно «На Море»

Знакомство с предметной
композицией.

Базовые
формы.
Итоговые
занятия.

Базовая форма «Двойной
квадрат» «Воздушный змей»
Фрагмент сказки «Серая
Шейка»
1. «Уточка»
2. «Лиса»
3. «Елки»
4. Панно «Утки на
пруду»

Повышение интереса к занятиям
оригами через показ сказки
«Серая Шейка».

Использовать новую базовую
форму «конверт»; учить детей
изготавливать модель
парохода. Продолжать работу
с квадратом, закреплять прием
складывания; учить работать
по линиям.
Использовать новую базовую
форму «двойной квадрат»,
«рыба». Научить детей делать
новую поделку. Построить
предметную композицию из
корабликов, пароходов,
морских обитателей.
Развивать воображение,
умение выразительно
оформить морскую
композицию.
Продолжать работу с
квадратом, закреплять прием
складывания; учить работать
по линиям
Изготовить уточку, используя
базовую форму «воздушный
змей», «елочку», «двойной
квадрат».

13

Муравей был очень смел,
С детства он мечту имел –
Моряком стать! Хоть он мал,
Парусник наш оседлал.
Это рыбка золотая
В нашей книжке обитает.
Золотой трепещет хвостик,
Рыбка ждет подружку в гости.
Лодочка под парусами.
Посмотрите, дети, сами,
Ветер если дуть начнет,
Лодка быстро поплывет.

Вот утиная семейка.
С ними – Серея Шейка.
Утки крякают: «Кряк – кряк!
Кто не утка – тот чудак»

Второй год обучения
Раздел
Простое
оригами,
базовые
формы

Тема
Ваза с фруктами
1. «Ваза»
2. «Фрукты»
3. «Овощи»
4. «Листики»

Цель
Закрепление приемов
складывания в стиле оригами;
совершенствование навыков
работы ножницами; воспитание
самостоятельности и
усидчивости.

Содержание
Продолжать работу с
квадратом, закреплять прием
складывания; учить работать
по линиям;
использовать базовую форму
«воздушный змей»

Простое
оригами,
базовые
формы

Ваза с осенними цветами
1. «Ваза»
2. «Листики»
3. «Цветы»

Закрепление приемов
складывания; умения работать по
линиям; развитие мелкой
моторики, фантазии и
воображения.

Закрепить умения детей
складывать знакомые
базовые формы; делать
заготовки для цветов,
соединять детали между
собой, создавая цветочную
композицию.

Закрепление приемов
складывания базовой формы
«треугольник».

Научить делать заготовки,
соединяя детали
используя новую базовую
форму «модули».

Модульное Колоски
оригами
1. «Колоски»
2. «Цветы»
3. «Ирисы»

14

Девиз занятия
Как хорош он, летний
сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый
ряд Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и
слива,
Плодами сочными
красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый
рад.
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
Размечтался колосок:
"Скоро стану хлебом!"
Разливался сладкий сок
Под июльским небом.

Создание общей композиции.
Развитие мелкой моторики,
фантазии и воображения.

Стану тёплым пирожком,
Мягонькой ватрушкой
Или маковым рожком
Или сладкой сушкой
В поле птахи голосок,
Воздух пряный, влажный
И от счастья колосок
Стал немножко важный.

Модульное Новогодняя открытка
оригами
1. «Ветка – елки»
2. «Новогодние шары»
3. «Звезда на елку»

Изготовление новогодней
открытки - многомодульная
модель

Продолжать учить детей
складывать квадратный лист
бумаги новым способом
модули, следуя указаниям;
соединять детали в единое
целое.

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

Объемное
оригами

Знакомство с предметной
композицией

Научить детей складывать
квадратный лист бумаги
новым способом «гармошка»,
отрабатывать навыки
перегибания и умение
соединять в единую поделку.

Летят и кружатся
снежинки
И в небе радостно
танцуют.
На солнышке горят
искринки
Волшебник добрый их
рисует.

Снежинка
1. «Елки»
2. «Дом»
3. «Береза»

15

Объемное
оригами

Снеговик
1. «Снеговик»
2. «Метелка»
3. «Ведро»
4. «Морковка»

Продолжить знакомство с
предметной композицией.

Объемное
оригами

День защитников
Отечества
1. «Легковая машина»
2. «Самолет истребитель»
3. «Танк»
4. Панно «Военная
техника»

Воспитывать у детей чувство
уважения к защитникам нашей
Родины – своим отцам и дедам,
побуждать делать им приятное.

Ваза с ромашками
1. «Ваза»
2. «Ромашки»
3. «Листья»
4. «Тюльпаны»

Закрепление приемов
складывания в стиле оригами;
совершенствование навыков
работы ножницами; воспитание
самостоятельности и
усидчивости.

Объемное
оригами

Модульное День космонавтики
оригами
1. «Космонавт»
2. «Ракета»
3. Панно «Космос»

Создание сказочной композиции.

Продолжать учить
складывать квадратный лист
«гармошкой» следуя
указаниям; соединять детали
в единое целое; также
использовать базовую форму
«воздушный змей», «двойной
квадрат».
Закрепить умения детей
складывать знакомые
базовые формы; делать
заготовки для создания
поздравительной открытки.
Совершенствовать навыки
работы с бумагой, развивать
глазомер, мелкую моторику
рук.
Использовать базовую форму
«воздушный змей»;
отработка навыков
соединения деталей между
собой; составление красивого
букета.
Закреплять умения
самостоятельно складывать
базовую форму «воздушный
змей»; изготавливать
заготовки на определенную
16

Мы слепили снеговик.
Он не мал и не велик.
Носик из морковки.
Вместо глаз - картошки.
Очень милый и смешной.
Привели его
домой.Поутру растаял.
Мыть полы заставил.
Ах, какие здесь машины!
Шины их не из резины.
Не из кожи их сиденья.
Из бумаги все изделия.
Самолетик - истребитель.
Ловко дружно
смастерите.
Самолет наш
совершенный,
Потому что он военный.
Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
Не секрет, ответили ромашки, Нас носило солнышко
В кармашке!
Мы с хорошей сказкой
неразлучны,
Ну, а песен в сказке – до
небес!
Вы представляете, как бы
было скучно,

Сказка «Сестрица
Алёнушка и братец
Иванушка»
Модульное
1. Объемная
оригами,
композиция «Мой
Киригама
бумажный сад
оригами»
2. «Тюльпан»
3. Объемная
композиция к 9 мая

Изготовление модульного
оригами.

тему, соединять детали в
единое целое

Если б не было ни песен,
ни чудес.

Использовать базовую форму
«воздушный змей»;
отработка навыков
соединения деталей между
собой; составление красивого
букета.

Гордый вид и строгий
стан
–
Это солнечный тюльпан.
Он на клумбе поселился,
И весною распустился.

17

5.Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
окончания
обучения
по
программе
16.05.

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
09.09.

34

36

2 год

09.09.

16.05.

34

36

Режим
занятий

1 раз в неделю
по
1 занятию по
25 минут
1 раз в неделю
по
1 занятию
по
30 минут

6.Методичексие и оценочные материалы.
Материально – техническое обеспечение программы:
Групповые помещения
Оборудование (комплект мебели).
Компьютерное оборудование (интерактивная доска, мультимедийный проектор,
интерактивный стол, ноутбук).
Наглядные пособия (образцы изделий).
Дидактический материал (рисунки, эскизы, схемы, раздаточный материал, альбомы).
Бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы,
писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага
цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька, карандаши
цветные, карандаши простые, ручки шариковые, фломастеры, маркеры, линейки, клей
карандашный, ножницы детские, наглядные пособия.
Комплектование группы осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей.
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Подготовка (подготовительная фаза):
 определение темы и цели занятия;
 определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут
приобретаться детьми;
 принятие решения о типе осуществляемых детьми действий, характере обратной
связи, способах подачи учебного материала.
Обучение (фаза активного обучения путем взаимодействия воспитателя с ребенком):
 объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе занятия;
 обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных
понятий, терминов;
 побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок,
выдвижения гипотез;

18



обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех стадиях учебного
общения.
Оценивание (фаза оценивания результатов занятия):
 проверка умения детей применять усвоенное в новых ситуациях;
 оценка интереса детей к изучаемому предмету, теме;
 сравнение достижений детей с целями и задачами данного занятия, темы, курса в
целом.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПОЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ
ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»:






репродуктивные действия – достижение результата, близкого к образцу;
мыслительные действия – установление причинно-следственных связей, выделение
в объекте его составляющих, поиск отличия и сходства (анализ, синтез, обобщение);
контрольные действия – сверка продукта своей деятельности с образцом с целью
найти ошибку, оценить результат своей деятельности и деятельности других (анализ
– самоанализ, контроль – самоконтроль);
продуктивные действия – создание нового продукта, не существовавшего до
момента его создания (творческие разработки, работы для выставки, наглядные и
дидактические пособия и прочие разработки по собственному замыслу

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами
(старшая группа)
Фамилия,
имя

Знание
основных
базовых
форм и
умение
самостоя
тельно их
изготови
ть

Умение
изготовить
несложную
поделку,
следя за
показом
педагога и
слушая
устные
пояснения

Умение
украсить
свою
поделку,
добавляя
недостающи
е детали
(нос, глаза,
усы и т.п.)

Создание
творческих
композиций
с
изделиями,
выполненны
ми в
технике
оригами.

Точность и
аккуратнос
ть
выполнени
и работы

Умение
самостояте
льно
изготовить
поделку от
начала и
до конца
по образцу

Итог

Диагностическая карта уровня усвоения программы детьми
(подготовительная к школе группа)
Фамилия,
имя

Умение
самостоятель
но и
справедливо
оценивать
конечный
результат
своей работы

Знание
правил
складывания
из бумаги
при
выполнении
оригами

Умение
самостоят
ельно
изготовит
ь поделку
от начала
и до
конца по

Знание
основных
базовых
форм и
умение
самостояте
льно их
изготовить

Создание
творческих
композиций
с
изделиями,
выполненн
ыми в

Точность
и
аккуратно
сть
выполнен
ии работы

Итог

19

схеме и
образцу

технике
оригами.

Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком
предложенного задания.
Высокий уровень – выполняет по инструкции педагога.
Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Низкий уровень- невыполнение задания с помощью взрослого.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
 Составление альбома тематических работ.
 Проведение выставок детских работ.
 Инсценировка детских художественных произведений.

20

Литература:
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Рольф: Аким,
1999
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб. Литера, 1997
3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. - СПб, Химия, 1995
4.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М, Просвещение, 1992
5.Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
6.Соколова С. В. Азбука оригами. - М.: Эксмо; С-Пб, Валери СПД, 2004
7.Соколова С.В. Бумажные цветы, букеты, кусудамы. - М.: Эксмо; СПб, Домино, 2008
8.Соколова С. В. Игрушки-оригамушки. – СПб.: Химия, 1998

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 14.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (41343) 2-20-40

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».